На основании
постановления Коллегии Народного
Комиссариата Просвещения от 4 апреля 1933
года с 1 мая 1933 года университеты были
переведены на факультетскую систему.
Приказом по МГУ взамен отделений в
Московском университете было создано
шесть факультетов, в том числе механико-математический.
Деканом был назначен известный математик
и механик профессор В.В.Голубев. В процессе
организации первого десятка кафедр
появилась и кафедра аэродинамики,
заведующим которой стал также Владимир
Васильевич Голубев.
Вскоре было
введено правило избрания деканов
собранием факультета. 15 марта 1935 года
деканом механико-математического
факультета был избран математик профессор
Л.А.Тумаркин. Он пробыл деканом до 9 апреля
1939 г.
Второй и третий
раз В.В.Голубев стал деканом механико-математического
факультета уже в результате выборов. Член-корреспондент
АН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР В.В.Голубев
работал деканом с 1944 по 1952 гг.. "Многие
лучшие дела свершались благодаря его
кипучей энергии и организаторскому умению,
его глубоко продуманным замыслам", -
писали в газете "Московский университет
27 октября 1967 года.
Обладая
высоким авторитетом и среди математиков, и
среди механиков, а также среди астрономов,
В.В.Голубев умел ненавязчиво, но неуклонно
проводить четкую линию требовательности к
учащимся и к лекторам, добиваясь
компактного, доходчивого изложения
сложных вопросов программы. Надо добавить,
что В.В.Голубев заведовал ещё кафедрой
высшей математики в ВВИА им. Н.Е.Жуковского
и имел звание генерал-майора авиационно-инженерной
службы. Может быть, отчасти этим
объяснялась вполне оправданная
требовательность, четкость и строгость в
работе В.В.Голубева на посту декана
факультета. Именно в годы руководства
механико-математическим факультетом В.В.Голубевым
в 1948 году Профком МГУ присудил факультету
переходящее Красное знамя и Почетную
грамоту. В эти же годы научная активность
студентов, среди которых появлялись и
фронтовики, по инициативе молодежи
мехмата получила организационное
оформление. В 1945 году было создано Научно-студенческое
общество (НСО). От ученых куратором
Общества стал заведующий кафедрой
небесной механики профессор Н.Д.Моисеев.
Будучи деканом
механико-математического факультета, В.В.Голубев,
в первую очередь, стремился улучшить
качество и доходчивость преподавания. Он
не жалел времени на проведение хорошо
продуманных конференций, где обсуждалась
и вырабатывалась методика преподавания
точных наук. Так, весной 1946 года была
проведена научно-методическая
конференция на мехмате, основной задачей
которой было пересмотреть учебные планы с
целью сокращения часов обязательной
учебной нагрузки студентов. Декан Голубев
внимательно изучил протоколы конференции
и написал статью "О методической работе
факультета", рукопись которой
сохранилась.
Формирование
числа дисциплин и их программ в те годы
зависело от многих факторов: прежде всего
от запросов тех предприятий, например,
ЦАГИ, куда попадали многие выпускники-механики,
а также от уровня преподавания механико-математических
дисциплин в лучших вузах страны, ибо и туда
распределялись наши выпускники. Кроме
того, кафедры были заинтересованы
сохранить на полной ставке
квалифицированного ученого, а для этого
максимально загрузить его лекциями.
Перекройка учебных планов, а это значит,
перекройка каждого курса и его программы
требовала от деканата углубленной
вдумчивой работы, чреватой полемикой на
факультете. Такой род деятельности не
оплачивался и был как бы личной
инициативой декана.
Владимир
Васильевич пропагандировал свои
методические взгляды там, где это было,
кстати. Даже в частных разговорах. В беседе
с одним из молодых профессоров, он сказал:
"Вы знаете, что смысл лекций состоит не в
том, чтобы рассказать в них всё, что мы
знаем о предмете, а в том, чтобы ввести
слушателей в мир новых идей,
заинтересовать их и закрепить этот
интерес. Для этой цели, следует изложить
сравнительно немногое так, чтобы этот
материал улегся в голове студента и
помогал ему без труда двигаться на основе
уже усвоенного". (Из воспоминаний Б.В.Гнегенко).
А вот фрагмент
воспоминаний о В.В.Голубеве профессора А.А.Космодемьянского:
"…Для лекции нужно критически отобрать
только самое лучшее. Ограничивайте себя в
материале. Ведь Вы не печатаете в журналах
всё, что думаете? Правда?"
Примеры таких
кулуарных разговоров, пропагандирующих
квалифицированный метод чтения лекций,
описанных в воспоминаниях коллег В.В.Голубева,
можно было бы умножить. Он "болел"
методическими проблемами, будучи великим
мастером глубокого воздействия на
слушателей.
Сохранялась
еще одна интереснейшая рукопись В.В.Голубева
- "Индивидуальный план, организация и
методы подготовки научно-педагогических
кадров через аспирантуру". Голубев
обращает внимание на то, что не всякий
специалист может успешно вести
педагогическую работу без
соответствующей подготовки. В заметке
вскрываются недостатки подготовки
аспирантов к будущей научной и
педагогической работе. В.В.Голубев
заостряет вопрос на неопределенности цели
подготовки специалиста через аспирантуру.
Статья В.В.Голубева не походит на перечень
рекомендаций и пожеланий, а как все его
литературные произведения читается на
одном дыхании, с волнением. Вот один из
фрагментов этой методической статьи: "Основная
цель, которую мы должны преследовать в
подготовке аспиранта, это - добиться
такого положения, при котором для него
научная работа станет основным его делом,
основным содержанием его жизни. Если
аспирант смотрит на научную работу так:
отсидел 6 или 8 часов, а потом все научные
интересы и вопросы снял с себя и повесил на
гвоздь, как рабочий халат, до следующего
посещения института, то из него никакого
ученого не выйдет… Для ученого его
научная работа - это, как зубная боль, -
научная мысль непрерывно сидит где-то в
голове. От нее и рад бы другой раз
избавиться, забыть её, но не можешь, потому
что она о себе непрерывно напоминает. Если
руководителю удалось добиться того, что
мысль о научном вопросе стала для
аспиранта неотвязною мыслью, от которой он
не может отделаться, пока не выяснит
вопрос до конца - руководитель достиг цели:
из его аспиранта выйдет научный работник.
Он будет работать в лаборатории или за
письменным столом, или пойдет со знакомою
барышнею в театр - все равно где-то в
подсознании у него неотступно будет
сидеть мысль о научном вопросе. Это значит,
что он действительно вошел во вкус
научного исследования".
О
многосторонней деятельности В.В.Голубева
на посту первого декана механико-математического
факультета можно судить по высказываниям
его заместителя по руководству деканатом
А.Ю.Ишлинского: "Работая с Голубевым, я
особенно ощущал четкость, ясность и
решительность действий Владимира
Васильевича по наведению порядка на
факультете, развитию факультетских кафедр
и лабораторий, созданию институтов
математики и механики. Внешне строгий,
подчас колючий, он был ярым противником
безделья и косности. Вместе с тем Владимир
Васильевич никому не навязывал своей воли,
дела решались демократично и быстро,
однако, обычно так, как он и предлагал. Он
немедленно давал разумный совет тем, кто
приходил к нему за помощью".
Можно было бы
приводить многие примеры, когда Голубев
помогал в трудных обстоятельствах
сотрудникам или брал на себя расходы
похорон.
Ученик и
последователь В.В.Голубева проф. А.А.Космодемьянский
написал прекрасный очерк "Владимир
Васильевич Голубев - его Жизнь и научная
деятельность", в котором приведено
много изречений Голубева, ставших затем
крылатыми. На всех торжественных
собраниях, вечерах самодеятельности
Владимир Васильевич был желанным и
признанным лидером.
Накануне 200-летия
Московского университета Владимир
Васильевич Голубев ушел из жизни, успев
написать о механиках университета
замечательный очерк. Студенты А.А.Дерибас
и В.Н.Кузнецов, ныне известные механики,
выразили общую скорбь словами:
"В
юбилейном вихре небывалом
Ощутишь вдруг в сердце пустоту:
Голубев..., чье имя означало
Блеск, гармонию и красоту".
(из статьи в газете "Московский
Университет" № 25-26 (4045) за июль 2003 года).
|